Сухой водопад, петроглифы, древние курганы, мраморная пещера, загадки скалы шаманов, кальдера древнего вулкана, Ороктойский мост.
Протяженность: | авто - 270 км |
пешком - 200 м | |
Продолжительность: | 7-8 часов |
Цена (руб./1 чел.): | |
без доп. оплаты: | 2450 руб. |
доп. оплата на объектах: | +50 руб. |
итого: | 2500 руб. |
Эта экскурсия по Алтаю начинается с Чуйского тракта, по которому автобус движется до поселка Усть-Сема. Затем мы продолжаем свой путь в сторону села Еланда по Чемальскому тракту.
Первая локация на маршруте - ущелье Арья-Ярык, древнем русле водного потока. А ещё это место называют Сухой водопад или Водопад тысячи душ.
Есть все основания предполагать, что ущелье - это древнее русло водного потока, который на каком-то этапе своего развития здесь существовал, образовывая водопад. Доказательством тому являются выглаженные, плавные очертания стен каньона, шириной около 3 метров и высотой около 10 метров. Каменный коридор имеет имеет два крутых поворота почти в 90 °по направлению в сторону долины Катуни.
Безупречно отшлифованные стены скальной ниши очень привлекают внимание очевидцев, однако бесспорная вишенка этого объекта - огромный валун. Это самое настоящее "яйцо дракона", застравшее меж каменных стен ущелья, не достигнув его дна, образовало своеобразный виадук или мост. Верхняя, почти ровная часть валуна уже обжита растительностью. Пробравшись под валуном, вы попадаете в каменный мешок, отвесные стены которого вертикально уходят вверх.
Загадочное и жутковатое место, где живёт вечная тень, сюда миллионы лет не заглядывало солнце, если присмотреться, вдруг видишь множество лиц на вертикальных стенах ущелья. Не всегда, и не всем они открываются, но кто увидел это, уходит потрясённый.
Еландинские желоб-каньоны располагаются в долине реки Катунь у села Еланда и являются памятниками природы республики Алтай. Они представляют собой одну из примечательных поверхностных форм, напоминающих вид тесного ущелья. Здесь река разделена скальным островом на две протоки - большую левую и узкую правую. В левой протоке скальная гряда с выступающими камнями справа и пологий слив с мощным валом слева. За основным валом с пульсирующим гребнем следует участок с валами и еще один слив с бочкой почти во всю реку.
Следующей остановкой по маршруту являются два расположенных рядом друг с другом объекта – это Мраморная пещера и Скала шаманов. По преданию, в этой пещере тысячу лет жил алтайский шаман, дух которого до сих пор находится здесь, и в темные грозовые ночи в глубине пещеры возникает загадочное свечение, блуждающее по ней.
Бийкенское святилище представляет собой единый комплекс объектов археологического и природного характера, которые находятся в пределах территории крупного курганного могильника. По мнению ученых, святилище возникло до сооружения курганов и использовалось длительное время.
Здесь налицо все признаки священного культового места: расположение на берегу реки в замкнутом пространстве у подножия выделяющихся формой гор, на одной из скал которых выбиты петроглифы и чашевидные углубления; наличие валунных россыпей, пещеры, близость шумных водных порогов.
Считается, что здесь был храм под открытым небом, где центром отправления церемоний, связанных с культом предков и другими религиозными представлениями, была выдающаяся темная отвесная скала, еще сохранившая до сегодняшнего времени ряд различимых рисунков и чашечных углублений.
Законченность Бийкенскому святилищу придают микроцепочки и группы курганов раннескифского времени, расположенные на всей площади террасы в определенном порядке и имеющие своеобразные конструктивные особенности.
В западной части святилища находится небольшая пещера, располагающаяся довольно низко от подножия гор. Под ней находится группа курганов. В пещере имеется культурный слой. Она сквозная. Вход состоит из двух отверстий, расположенных перпендикулярно друг другу. Пещера вполне могла использоваться и как пункт астрологического наблюдения. В средней части святилища находится каменный утес, имеющий с южной стороны отвесную стену, обращенную к террасе с курганами и к реке. Особенностью восточной части является наличие больших валунов, среди которых располагаются крупные курганы.
В средней части святилища «храма под открытым небом» на фоне гор выделяется каменный утес в виде выступа. Вверху он имеет довольно просторную горизонтальную площадку, а с южной стороны – отвесную стену, обращенную к террасе с курганами и к реке.
Своеобразный вид каменного выступа сразу же привлекает к себе внимание, он обладает особой притягательной силой и оказывает различное психологическое воздействие.
По всей видимости, здесь находился центр отправления церемоний, связанных с культом предков и другими религиозными представлениями.
В нишах скалы «Бийке» до сегодняшнего времени сохранились петроглифы. Среди которых основное место занимают зооморфные изображения, но есть и антропоморфные – силуэты людей. Все зафиксированные изображения Бийкенской писаницы сделаны в технике сплошной точечной выбивки. Петроглифы Бийкенской писаницы сконцентрированы в трех местонахождениях: в западном гроте, на отвесной стене и в восточном гроте. Вообще при визуальном осмотре гротов, где есть отметины в виде сажи и копоти, насчитывается 5.
Больше всего петроглифов сконцентрировано в восточном гроте. Здесь на стенах грота можно выделить несколько композиций. Наиболее сохранилось и еще не стерлось временем изображение фаллофора и силуэты диких козликов с удлиненными туловищами и головами, повернутыми вправо – к северу. Антропоморфные рисунки - это своеобразные схематические изображения людей с подчеркнутыми признаками пола, Ученые (Окладникова Е.А.) относят некоторые изображения фаллофоров к эпохе поздней бронзы, другие к раннему железному веку.
Около западного грота, рядом с изображениями быков, есть на небольшой выглаженный участок стены с плохо различимые и испорченные временем рисунками «вооруженных» людей, где видны два персонажа. В западной части скалы имеются два места с так называемыми чашевидными углублениями.
Место это всегда влекло археологов. В святилище велись археологические и археоастрономические исследования (Тишкин, 1994, 1996, 2000; Тишкин, Горбнов, 2005; Марсадолов, Горшков, Стеганцева, Тишкин, Ченцов, 2005; Марсадолов, 2007).
Дальнейший наш путь лежит к Ороктойскому мосту – самой дальней и конечной точке нашего маршрута. Автомобильный мост через Катунь находится в 40 километрах от Чемала, он расположен между населёнными пунктами Ороктой и Эдиган. Этот мост часто называют самым «инстаграмным» мостом Горного Алтая.
Современная история «Ороктойского» моста берёт своё начало в 90-х годах XX века, когда после наводнения был разрушен старый деревянный мост через Катунь. Какое-то время жители села Ороктой переправлялись через реку на люльке, прицепленной к натянутым канатам. Кстати, если внимательно присмотреться к руслу реки, то можно увидеть остатки опоры предыдущего моста. И только в 1997 году администрация республики Алтай выделила средства на строительство нового, современного моста. Возглавил строительство моста Яныканов В.Л. Мост имеет «подвесную» конструкцию, его длинна составляет 121 метр, а главный и основной пролёт достигает 70 метров. Во время очень сильного паводкового наводнения в 2014 году, которое унесло за собой множество Алтайских мостов, «Ороктойский» мост выстоял, хотя частично уходил под воду.
Инженерное сооружение получило своё название от алтайского горного села Ороктой, которое находится в 12 км от моста на левом берегу Катуни. Население Ороктоя составляет менее 200 человек. Словосочетание «ороктой» дословно переводится с алтайского как «свадьба в яме», характеризуя старинную традицию жителей поселка проводить общий обряд для всех молодоженов. Перевод села Эдиган звучит еще интереснее — «пьяная деревня». Несмотря на говорящее название поселения, алкоголь здесь даже не продают.
Глубина Катуни под Ороктойским мостом составляет 70 метров — самое глубокое место на реке. Кроме того, здесь еще и самое узкое место Катуни. Ширина русла от 20 до 45 метров.
Тельдекпенские пороги – еще одно уникальное творение природы, которым вы можете полюбоваться с Ороктойского моста. Пороги находятся в длинном скальном коридоре, представляющем собой глубокую тектоническую трещину, образовавшуюся в известняках кембрия. Высота отвесных скальных стенок черного цвета достигает 5-10 м. Сила и мощность порогов могут сильно варьироваться: в период таяния ледников — в мае-июне — они представляют немалую опасность, по малой воде хорошо проходимы. Тельдекпенские пороги относятся к III-ей категории сложности, водные туристы подразделяют их на Тельдекпень 1 и Тельдекпень 2 (иногда их называют попросту — «Пнями»). Для них характерно наличие мощных подводных течений, водоворотов, турбулентности, «водяных грибов», «бочек».
У местных жителей есть легенда о происхождении Тельдекпенских порогов. Согласно легенде, камни являются строительным материалом, которые принес алтайский богатырь Сартыкпай в подоле лисьей шубы. Силач хотел помочь людям и возвести переправу через Катунь, но попытка оказалась неудачной. В сердцах горе-строитель раскидал камни во все стороны, в результате чего и появились Тельдекпенские пороги (в народе «Пни»).
В период цветения маральника поездка на Ороктойский мост порадует вас большим количеством цветущих кустарников.
Любители и любительницы похвастаться красивыми фотографиями Алтая не пропускают это по истине дивное место. Невероятно красивый ландшафт вулканического происхождения окружает данное место. Застывшая вулканическая лава придала этому месту особенную красоту, второго такого места на Алтае просто нет.
Фотосессия на Ороктойском мосту может занять значительное время в вашем путешествии. Имейте ввиду, что в дневное время тут может быть большое количество туристов и сделать красивые кадры может быть довольно проблематично.
Берега Катуни в районе Ороктойского моста — черные лавовые скалы причудливой формы, появившиеся здесь тысячелетия назад после извержения вулкана. На некоторых скальных участках есть «ванночки» — заполненные водой выемки, в которых любят купаться туристы и местные жители.
Сухой водопад, петроглифы, древние курганы, мраморная пещера, загадки скалы шаманов, кальдера древнего вулкана, Ороктойский мост.
Протяженность: | авто - 270 км |
пешком - 200 м | |
Продолжительность: | 7-8 часов |
Цена (руб./1 чел.): | |
без доп. оплаты: | 2450 руб. |
доп. оплата на объектах: | +50 руб. |
итого: | 2500 руб. |
Эта экскурсия по Алтаю начинается с Чуйского тракта, по которому автобус движется до поселка Усть-Сема. Затем мы продолжаем свой путь в сторону села Еланда по Чемальскому тракту.
Первая локация на маршруте - ущелье Арья-Ярык, древнем русле водного потока. А ещё это место называют Сухой водопад или Водопад тысячи душ.
Есть все основания предполагать, что ущелье - это древнее русло водного потока, который на каком-то этапе своего развития здесь существовал, образовывая водопад. Доказательством тому являются выглаженные, плавные очертания стен каньона, шириной около 3 метров и высотой около 10 метров. Каменный коридор имеет имеет два крутых поворота почти в 90 °по направлению в сторону долины Катуни.
Безупречно отшлифованные стены скальной ниши очень привлекают внимание очевидцев, однако бесспорная вишенка этого объекта - огромный валун. Это самое настоящее "яйцо дракона", застравшее меж каменных стен ущелья, не достигнув его дна, образовало своеобразный виадук или мост. Верхняя, почти ровная часть валуна уже обжита растительностью. Пробравшись под валуном, вы попадаете в каменный мешок, отвесные стены которого вертикально уходят вверх.
Загадочное и жутковатое место, где живёт вечная тень, сюда миллионы лет не заглядывало солнце, если присмотреться, вдруг видишь множество лиц на вертикальных стенах ущелья. Не всегда, и не всем они открываются, но кто увидел это, уходит потрясённый.
Еландинские желоб-каньоны располагаются в долине реки Катунь у села Еланда и являются памятниками природы республики Алтай. Они представляют собой одну из примечательных поверхностных форм, напоминающих вид тесного ущелья. Здесь река разделена скальным островом на две протоки - большую левую и узкую правую. В левой протоке скальная гряда с выступающими камнями справа и пологий слив с мощным валом слева. За основным валом с пульсирующим гребнем следует участок с валами и еще один слив с бочкой почти во всю реку.
Следующей остановкой по маршруту являются два расположенных рядом друг с другом объекта – это Мраморная пещера и Скала шаманов. По преданию, в этой пещере тысячу лет жил алтайский шаман, дух которого до сих пор находится здесь, и в темные грозовые ночи в глубине пещеры возникает загадочное свечение, блуждающее по ней.
Бийкенское святилище представляет собой единый комплекс объектов археологического и природного характера, которые находятся в пределах территории крупного курганного могильника. По мнению ученых, святилище возникло до сооружения курганов и использовалось длительное время.
Здесь налицо все признаки священного культового места: расположение на берегу реки в замкнутом пространстве у подножия выделяющихся формой гор, на одной из скал которых выбиты петроглифы и чашевидные углубления; наличие валунных россыпей, пещеры, близость шумных водных порогов.
Считается, что здесь был храм под открытым небом, где центром отправления церемоний, связанных с культом предков и другими религиозными представлениями, была выдающаяся темная отвесная скала, еще сохранившая до сегодняшнего времени ряд различимых рисунков и чашечных углублений.
Законченность Бийкенскому святилищу придают микроцепочки и группы курганов раннескифского времени, расположенные на всей площади террасы в определенном порядке и имеющие своеобразные конструктивные особенности.
В западной части святилища находится небольшая пещера, располагающаяся довольно низко от подножия гор. Под ней находится группа курганов. В пещере имеется культурный слой. Она сквозная. Вход состоит из двух отверстий, расположенных перпендикулярно друг другу. Пещера вполне могла использоваться и как пункт астрологического наблюдения. В средней части святилища находится каменный утес, имеющий с южной стороны отвесную стену, обращенную к террасе с курганами и к реке. Особенностью восточной части является наличие больших валунов, среди которых располагаются крупные курганы.
В средней части святилища «храма под открытым небом» на фоне гор выделяется каменный утес в виде выступа. Вверху он имеет довольно просторную горизонтальную площадку, а с южной стороны – отвесную стену, обращенную к террасе с курганами и к реке.
Своеобразный вид каменного выступа сразу же привлекает к себе внимание, он обладает особой притягательной силой и оказывает различное психологическое воздействие.
По всей видимости, здесь находился центр отправления церемоний, связанных с культом предков и другими религиозными представлениями.
В нишах скалы «Бийке» до сегодняшнего времени сохранились петроглифы. Среди которых основное место занимают зооморфные изображения, но есть и антропоморфные – силуэты людей. Все зафиксированные изображения Бийкенской писаницы сделаны в технике сплошной точечной выбивки. Петроглифы Бийкенской писаницы сконцентрированы в трех местонахождениях: в западном гроте, на отвесной стене и в восточном гроте. Вообще при визуальном осмотре гротов, где есть отметины в виде сажи и копоти, насчитывается 5.
Больше всего петроглифов сконцентрировано в восточном гроте. Здесь на стенах грота можно выделить несколько композиций. Наиболее сохранилось и еще не стерлось временем изображение фаллофора и силуэты диких козликов с удлиненными туловищами и головами, повернутыми вправо – к северу. Антропоморфные рисунки - это своеобразные схематические изображения людей с подчеркнутыми признаками пола, Ученые (Окладникова Е.А.) относят некоторые изображения фаллофоров к эпохе поздней бронзы, другие к раннему железному веку.
Около западного грота, рядом с изображениями быков, есть на небольшой выглаженный участок стены с плохо различимые и испорченные временем рисунками «вооруженных» людей, где видны два персонажа. В западной части скалы имеются два места с так называемыми чашевидными углублениями.
Место это всегда влекло археологов. В святилище велись археологические и археоастрономические исследования (Тишкин, 1994, 1996, 2000; Тишкин, Горбнов, 2005; Марсадолов, Горшков, Стеганцева, Тишкин, Ченцов, 2005; Марсадолов, 2007).
Дальнейший наш путь лежит к Ороктойскому мосту – самой дальней и конечной точке нашего маршрута. Автомобильный мост через Катунь находится в 40 километрах от Чемала, он расположен между населёнными пунктами Ороктой и Эдиган. Этот мост часто называют самым «инстаграмным» мостом Горного Алтая.
Современная история «Ороктойского» моста берёт своё начало в 90-х годах XX века, когда после наводнения был разрушен старый деревянный мост через Катунь. Какое-то время жители села Ороктой переправлялись через реку на люльке, прицепленной к натянутым канатам. Кстати, если внимательно присмотреться к руслу реки, то можно увидеть остатки опоры предыдущего моста. И только в 1997 году администрация республики Алтай выделила средства на строительство нового, современного моста. Возглавил строительство моста Яныканов В.Л. Мост имеет «подвесную» конструкцию, его длинна составляет 121 метр, а главный и основной пролёт достигает 70 метров. Во время очень сильного паводкового наводнения в 2014 году, которое унесло за собой множество Алтайских мостов, «Ороктойский» мост выстоял, хотя частично уходил под воду.
Инженерное сооружение получило своё название от алтайского горного села Ороктой, которое находится в 12 км от моста на левом берегу Катуни. Население Ороктоя составляет менее 200 человек. Словосочетание «ороктой» дословно переводится с алтайского как «свадьба в яме», характеризуя старинную традицию жителей поселка проводить общий обряд для всех молодоженов. Перевод села Эдиган звучит еще интереснее — «пьяная деревня». Несмотря на говорящее название поселения, алкоголь здесь даже не продают.
Глубина Катуни под Ороктойским мостом составляет 70 метров — самое глубокое место на реке. Кроме того, здесь еще и самое узкое место Катуни. Ширина русла от 20 до 45 метров.
Тельдекпенские пороги – еще одно уникальное творение природы, которым вы можете полюбоваться с Ороктойского моста. Пороги находятся в длинном скальном коридоре, представляющем собой глубокую тектоническую трещину, образовавшуюся в известняках кембрия. Высота отвесных скальных стенок черного цвета достигает 5-10 м. Сила и мощность порогов могут сильно варьироваться: в период таяния ледников — в мае-июне — они представляют немалую опасность, по малой воде хорошо проходимы. Тельдекпенские пороги относятся к III-ей категории сложности, водные туристы подразделяют их на Тельдекпень 1 и Тельдекпень 2 (иногда их называют попросту — «Пнями»). Для них характерно наличие мощных подводных течений, водоворотов, турбулентности, «водяных грибов», «бочек».
У местных жителей есть легенда о происхождении Тельдекпенских порогов. Согласно легенде, камни являются строительным материалом, которые принес алтайский богатырь Сартыкпай в подоле лисьей шубы. Силач хотел помочь людям и возвести переправу через Катунь, но попытка оказалась неудачной. В сердцах горе-строитель раскидал камни во все стороны, в результате чего и появились Тельдекпенские пороги (в народе «Пни»).
В период цветения маральника поездка на Ороктойский мост порадует вас большим количеством цветущих кустарников.
Любители и любительницы похвастаться красивыми фотографиями Алтая не пропускают это по истине дивное место. Невероятно красивый ландшафт вулканического происхождения окружает данное место. Застывшая вулканическая лава придала этому месту особенную красоту, второго такого места на Алтае просто нет.
Фотосессия на Ороктойском мосту может занять значительное время в вашем путешествии. Имейте ввиду, что в дневное время тут может быть большое количество туристов и сделать красивые кадры может быть довольно проблематично.
Берега Катуни в районе Ороктойского моста — черные лавовые скалы причудливой формы, появившиеся здесь тысячелетия назад после извержения вулкана. На некоторых скальных участках есть «ванночки» — заполненные водой выемки, в которых любят купаться туристы и местные жители.