Тур по Чуйскому тракту до Гейзерного озера

Перевалы Семинский, Чике-Таман, слияние Чуи и Катуни, древняя тропа, наскальные рисунки Калбак-Таш, Белый бом, водопад «Девичьи слёзы», вид на белки, Гейзерное озеро.

Протяженность:авто - 700 км
пешком - 1 км
Продолжительность (час):16
Цена (руб./1 чел.):
без доп. оплаты:5650 руб.
доп. оплата на объектах: +250 руб.
+100 руб.
итого:6000 руб.

Экскурсия по Чуйскому тракту с отелей Аи, Манжерока, Бирюзовой Катуни – это путешествие по одной из старейших удивительных дорог мира. Это именно те восхитительные горные ландшафты и эмоциональные локации, которые Вы будете вспоминать ещё очень-очень долго.

Наш маршрут будет проходить по дороге, которая известна в кругах путешественников всего мира. Это не просто дорога и даже не просто главная транспортная жила Алтая. Это одна гигантская достопримечательность, проходящая через четыре природные зоны: от степи до каменистой полупустыни. Чуйский тракт – один огромный памятник природы и истории протяжённостью сотни километров.

В 2014 году журнал National Geographic поставил Чуйский тракт в десятку самых живописных дорог на планете. С тех пор популярность Алтая возросла и среди заграничных путешественников.

Официально Чуйским трактом называется автодорога Р-256 (некогда М52) Новосибирск – Бийск – Ташанта. Она тянется на 968 км от Новосибирска до границы с Монголией, а после пересечения границы продолжается автодорогой A0306 до монгольского города Улгий.

Наш маршрут будет проходить по дороге, которая известна в кругах путешественников всего мира. Это не просто дорога и даже не просто главная транспортная жила Алтая. Это одна гигантская достопримечательность, проходящая через четыре природные зоны: от степи до каменистой полупустыни. Чуйский тракт – один огромный памятник природы и истории протяжённостью сотни километров.

Чуйский тракт пересекает Семинский хребет через Семинский перевал — один из самых высоких автомобильных перевалов на Алтае, его высота 1717 метров. При этом перевал вполне спокойный и комфортный: спуск, подъём и повороты очень плавные. При подъёме и спуске периодически закладывает уши. Граница «организованно-цивилизованного» и «дико-экзотического» туризма, это неповторимое место отдыха, величия и красоты Алтайских гор. Старое алтайское название Семинского перевала — «Дьал-Менку» («Вечная гора»).

На вершине перевала есть смотровая площадка с видом на Семинский хребет, многочисленные кафе, палатки с сувенирами.

Подъем на перевал имеет длину 9 км, а спуск 11 км. В ознаменование 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 г. на его высшей точке установлен памятный обелиск. Отсюда открывается живописная панорама голубого Алтая, горы Сарлык (2507 м), кедровой тайги. В этом месте тракт проходит на уровне верхней границы леса. При подъеме можно заметить, как кедр постепенно вытесняет другие сорта деревьев (лиственницу и пихту).

Следующим объектом на экскурсии по Чуйскому тракту является перевал Чике-Таман или «Тысяча чертей», как говорили о нем ямщики. Он протянулся 11-километровым серпантином через отрог Теректинского хребта. Одна сторона дороги высится отвесными скалами, а другая обрывается вниз глубокой пропастью, причем подъем более длинный - 7 км, чем спуск - 4 км. На седловине оборудована парковка и смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря). Дорога на перевал Чике-Таман представляет собой асфальтированный серпантин, прорубленный в скалах

Высота перевала – 1295 м, он ниже Семинского, но из-за крутых склонов кажется гораздо выше.У тех, кто проезжает впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину.

Но, несмотря на всю свою зрелищность, "Чике-Таман" переводится с алтайского языка как "плоская подошва"! Северные склоны сплошь покрыты маральником. Ранней весной на южных склонах расцветают желтые алтайские тюльпаны. С седловины хорошо виден старый Чуйский тракт, который до сих пор проходим для подготовленных полноприводных машин.

Иногда находятся отчаянные головы, которые поднимаются по старой дороге рискуя сорваться на крутых подъемах и поворотах вниз ущелья. В каменных осыпях на выходе старого тракта на седловину перевала можно найти горный хрусталь и красивые камни с кристаллическими вкраплениями.

На перевале установлен памятник строителям Чуйского тракта.

С другой стороны перевала также виден фрагмент старого тракта, носящий название «Тещин язык» из-за своих невероятных изгибов, где поворот на 180 градусов не редкость.

Путешественников радостно встречает довольно длинная улица с лотками, в которых можно купить сувениры на любой вкус: мёд, травы, мед, изделия из шерсти Монголии и прочие туристические штуки, разумеется, там есть и кафе, где можно перекусить или выпить кофе.

Построен в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина, студента Московского автодорожного института, который был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта. Цаплин со студенческой скамьи увлекался теорией висячих мостов. В своей работе «Многоцепные висячие фермы» он разработал ряд новых и оригинальных систем висячих мостов. 26-летний студент-пятикурсник, вдохновленный строительством дороги, показал главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу – двухтроссовый мост с фермами Гау-Журавского. Главному инженеру понравился студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков — 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня. До постройки моста движение через Катунь на данном участке дороги осуществлялось с помощью паромной переправы.

Строительство моста началось в декабре 1934 года. Цаплин сам претворял свой проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. В подготовительных работах принимали участие местные жители села Иня, они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили около 3000 заключённых седьмого отделения Сиблага НКВД. На левом берегу на пригорке стоял ограждённый колючей проволокой лагерь, а чуть выше располагалась охрана. Все работы велись вручную, руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля. После завершения работ всех заключённых обещали амнистировать, поэтому у моста было ещё одно название – «дембельский». Работы велись как днём, так и ночью при свете фонарей. В апреле 1936 года начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали с берега на берег. 1 мая 1936 года мост был открыт.

Как и было обещано, наиболее активных строителей моста амнистировали, но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС-5, которым управлял водитель-стажёр, упал с обрыва. Погибли 27 человек.

Ининский подвесной мост был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста.

С 1994 года является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ под номером 0200000278.

Основной особенностью конструкции является оригинальная система висячего моста, основанная на теории многоцепных висячих ферм. Общая длина моста по настилу 142м, пролёт над Катунью — 100м. Пилоны моста высотой 21 метр представляют собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах.

Невероятные формы, точнее, микроформы рельефа в виде песчаных столбов-колонн высотой 8-10 метров. Разнообразные природные явления за многие тысячи лет выточили на песчаном откосе вертикально ориентированные странные, экзотические, редкие формы рельефа. По всей видимости, они не долговечны

Движемся дальше по Чуйскому тракту. Остановимся за селом Иня, чтобы посмотреть уже вошедшие в историю Ининские колонны.

Предполагается, что эти менгирообразные стелы являлись основой культового комплекса, функционировавшего в долине Катуни в эпоху энеолита свыше пяти тысяч лет назад. С тех пор эти камни считались культовыми объектами и использовались разными народами в соответствии с существующим у них обрядовым каноном. Так в раннескифскую эпоху на одну из стел были нанесены изображения пояса и чекана, что было характерно для изображений на стелах того времени. А в эпоху древних тюрок спустя несколько веков, стелы, по-видимому, уже лежащие на земле, были использованы в качестве ограждения поминального сооружения. Примечательно то, что вокруг огромное поле, на котором нет никаких камней, из которых мог бы быть возведен этот курган, находящийся всего в нескольких метрах от стел.

Упавшие под гнетом времени стелы, в 80-е годы XX века были подняты с земли археологами и установлены в предполагаемом первоначальном положении. Тогда археолог Кубарев В.Д. нашел на восточной окраине села Иня лежащие и частично заросшие землей три длинные стелы. Высота самой высокой стелы превышала 4 метра. Все стелы были установлены в предполагаемом первоначальном положении лицом на север. По некоторым данным, здесь раньше стояло еще одно каменное изваяние, относящееся к энеолитической эпохе. Его верхняя часть была отбита уже в наше время и сейчас находится в Краеведческом музее Горно-Алтайска.

По пути следования иногда видны сохранившиеся фрагменты древнего Чуйского тракта, укрепленного каменной кладкой. Причудливо извиваясь, дорога приводит нас к слиянию рек Чуя и Катунь. Сверху хорошо видно, как темные воды реки Чуи вливаются в бирюзовую Катунь и какое-то время две струи разного цвета, идут параллельно друг другу постепенно растворяясь. В этом месте многие туристы, согласно старинному обычаю, складывают небольшие пирамидки из камней с пожеланиями здоровья и благополучия своим близким. В этом месте многие туристы согласно старинному обычаю складывают небольшие пирамидки из камней с пожеланиями здоровья и благополучия своим близким.

Сверху открывается красивый вид на долину реки Катунь и окружающие ее скалы.

Наша экскурсия по Чуйскому тракту продолжается. Впереди один из удивительных и древних памятников Горного Алтая – петроглифы Калбак-Таш. Калбак-Таш (Ялбак-таш) является крупным и весьма древним святилищем, расположенным в Онгудайском районе Республики Алтай, на правом берегу реки Чуя. Грандиозный археологический памятник наскального искусства из глубины веков.

Здесь скалы покрыты тысячами наскальных рисунков, начиная от сцен охоты или быта, и заканчивая мистическими знаками, непонятных для нас религий ушедших времен. Место насыщенно древней энергетикой гор и народов, оставивших здесь свой загадочный след, в виде рисунков на камне.

Самыми распространёнными картинками являются изображения животных, распространённых на Алтае, это быки, олени, волки, барсы. Часть петроглифов с трудом поддаются какой-либо интерпретации. В них вполне можно разглядеть и людей в скафандрах и космические корабли и необычных животных. Это дает волю для воображения у различных телекомпаний, снимающих документальные фильмы о тайнах Алтая.

Интересно, что многие подобные рисунки фантастических зверей были найдены по всей центральной Азии, в Пакистане, Монголии. Это связано с общим мировоззрением древних людей, схожей религией.

Петроглифы можно разделить на несколько эпох: неолита (6-4 тыс. лет до н.э.), энеолита-бронзы (3-1 тыс. лет до н.э.), скифская (8-3 вв. до н.э.), древнетюркская (7-10 в. до н.э.). Все они выбиты каменными или металлическими орудиями в основном точечной техникой.

И наше путешествие продолжается.

Следующим пунктом остановки является водопад Ширлак на реке Текту (бассейн Чуи) на Айгулакском хребте. Название водопада Ширлак звучит на южно-алтайском языке как «чорлок» и переводится на русский язык как «капля» или «журчащий». Но есть у него и народное название – Девичьи слезы. И с этим народным названием, конечно же, связана красивая легенда… В далекие-далекие времена, когда на Алтай в очередной раз случился набег Джунгаров, некая девушка бежала вместе с братом. Они спасались от преследователей, и даже почти оторвались… Но бежали они по небольшой ложбине, которая заканчивалась крутым обрывом. Деваться юноше и девушке было некуда – сзади их преследовали враги, а впереди был обрыв. Если бы их настигли, им пришлось бы сдаться в плен врагам. Поэтому им ничего не оставалось, кроме как броситься со скалы… Естественно, они разбились из-за прыжка с такой высоты. Но с тех пор, согласно легенде, со скалы бежит тонкий поток воды – те самые Девичьи слезы.

Водопад поразительно красив, промыв себе в скалах дорогу, с сильным шумом поток воды по огромным каменным ступеням падает вниз с 10-метровой высоты, образуя в солнечный день радужное сияние, а зимой становится огромной ледяной сверкающей колонной, покрытой причудливыми замерзшими каскадиками красивого голубоватого оттенка.

Посетив это удивительное место, мы спускаемся вновь на Чуйский тракт и продолжаем движение до 801 км, где перед нами неожиданно распахивается величественная панорама вечных ледников.

И заключительный аккорд нашего путешествия по Чуйскому тракту - Гейзерное или гейзеровое озеро на Алтае (оно же Голубое и Серебряное). До озера идёт обустроенная тропа, около 500 метров, по деревянному настилу через зыбучую болотистую местность. На подходе гостей встречают вырезанные из дерева сказочные персонажи.

Глубина водоёма около 2 метров, диаметр около 30 метров. Главная особенность – родники бьющие посередине озера и выносящие на дно голубовато-синий ил, рисунки которого образуют красочный и причудливый вид. Если подождать 10-15 минут, можно увидеть, как меняются причудливые узоры на дне.

Гейзеровое озеро представляет собой проточный водоем, который питают 1 большой подземный родник, 4 маленьких и впадающий ручей. Интересно, что ключи, бьющие в центре озера, не похожи на гейзеры, извержений горячего пара и газов здесь нет, и поверхность воды всегда гладкая.

Оживая, родники вбрасывают на дно озера смесь голубой глины и песка, которая не перемешивается с водой. Глина размывается по озерному дну, создавая круги, овалы в произвольном порядке, принимающие затем разнообразные формы и рисунки. Подобные водоемы встречаются в Йеллоустоунском заповеднике США, но там их наличие обусловлено вулканической активностью. Здесь же, на Курайском хребте Алтая, вулканов нет.

На сегодняшний день происхождение Гейзерового озера и его возраст не установлены. По одной версии, оно образовалось в результате землетрясения 2003 года. По другой, "было всегда", и местные жители ещё в середине прошлого века устраивали на его берегу пикники.

Теперь нам предстоит обратная дорога по Чуйскому тракту. Не удивляйтесь, если не будете узнавать мест, по которым ехали несколько часов назад. Алтайские горы всегда могут порадовать глаз новыми красотами.

Тур по Чуйскому тракту до Гейзерного озера

Перевалы Семинский, Чике-Таман, слияние Чуи и Катуни, древняя тропа, наскальные рисунки Калбак-Таш, Белый бом, водопад «Девичьи слёзы», вид на белки, Гейзерное озеро.

Протяженность:авто - 700 км
пешком - 1 км
Продолжительность (час):16
Цена (руб./1 чел.):
без доп. оплаты:5650 руб.
доп. оплата на объектах: +250 руб.
+100 руб.
итого:6000 руб.

Экскурсия по Чуйскому тракту с отелей Аи, Манжерока, Бирюзовой Катуни – это путешествие по одной из старейших удивительных дорог мира. Это именно те восхитительные горные ландшафты и эмоциональные локации, которые Вы будете вспоминать ещё очень-очень долго.

Наш маршрут будет проходить по дороге, которая известна в кругах путешественников всего мира. Это не просто дорога и даже не просто главная транспортная жила Алтая. Это одна гигантская достопримечательность, проходящая через четыре природные зоны: от степи до каменистой полупустыни. Чуйский тракт – один огромный памятник природы и истории протяжённостью сотни километров.

В 2014 году журнал National Geographic поставил Чуйский тракт в десятку самых живописных дорог на планете. С тех пор популярность Алтая возросла и среди заграничных путешественников.

Официально Чуйским трактом называется автодорога Р-256 (некогда М52) Новосибирск – Бийск – Ташанта. Она тянется на 968 км от Новосибирска до границы с Монголией, а после пересечения границы продолжается автодорогой A0306 до монгольского города Улгий.

Наш маршрут будет проходить по дороге, которая известна в кругах путешественников всего мира. Это не просто дорога и даже не просто главная транспортная жила Алтая. Это одна гигантская достопримечательность, проходящая через четыре природные зоны: от степи до каменистой полупустыни. Чуйский тракт – один огромный памятник природы и истории протяжённостью сотни километров.

Чуйский тракт пересекает Семинский хребет через Семинский перевал — один из самых высоких автомобильных перевалов на Алтае, его высота 1717 метров. При этом перевал вполне спокойный и комфортный: спуск, подъём и повороты очень плавные. При подъёме и спуске периодически закладывает уши. Граница «организованно-цивилизованного» и «дико-экзотического» туризма, это неповторимое место отдыха, величия и красоты Алтайских гор. Старое алтайское название Семинского перевала — «Дьал-Менку» («Вечная гора»).

На вершине перевала есть смотровая площадка с видом на Семинский хребет, многочисленные кафе, палатки с сувенирами.

Подъем на перевал имеет длину 9 км, а спуск 11 км. В ознаменование 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 г. на его высшей точке установлен памятный обелиск. Отсюда открывается живописная панорама голубого Алтая, горы Сарлык (2507 м), кедровой тайги. В этом месте тракт проходит на уровне верхней границы леса. При подъеме можно заметить, как кедр постепенно вытесняет другие сорта деревьев (лиственницу и пихту).

Следующим объектом на экскурсии по Чуйскому тракту является перевал Чике-Таман или «Тысяча чертей», как говорили о нем ямщики. Он протянулся 11-километровым серпантином через отрог Теректинского хребта. Одна сторона дороги высится отвесными скалами, а другая обрывается вниз глубокой пропастью, причем подъем более длинный - 7 км, чем спуск - 4 км. На седловине оборудована парковка и смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря). Дорога на перевал Чике-Таман представляет собой асфальтированный серпантин, прорубленный в скалах

Высота перевала – 1295 м, он ниже Семинского, но из-за крутых склонов кажется гораздо выше.У тех, кто проезжает впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину.

Но, несмотря на всю свою зрелищность, "Чике-Таман" переводится с алтайского языка как "плоская подошва"! Северные склоны сплошь покрыты маральником. Ранней весной на южных склонах расцветают желтые алтайские тюльпаны. С седловины хорошо виден старый Чуйский тракт, который до сих пор проходим для подготовленных полноприводных машин.

Иногда находятся отчаянные головы, которые поднимаются по старой дороге рискуя сорваться на крутых подъемах и поворотах вниз ущелья. В каменных осыпях на выходе старого тракта на седловину перевала можно найти горный хрусталь и красивые камни с кристаллическими вкраплениями.

На перевале установлен памятник строителям Чуйского тракта.

С другой стороны перевала также виден фрагмент старого тракта, носящий название «Тещин язык» из-за своих невероятных изгибов, где поворот на 180 градусов не редкость.

Путешественников радостно встречает довольно длинная улица с лотками, в которых можно купить сувениры на любой вкус: мёд, травы, мед, изделия из шерсти Монголии и прочие туристические штуки, разумеется, там есть и кафе, где можно перекусить или выпить кофе.

Построен в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина, студента Московского автодорожного института, который был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта. Цаплин со студенческой скамьи увлекался теорией висячих мостов. В своей работе «Многоцепные висячие фермы» он разработал ряд новых и оригинальных систем висячих мостов. 26-летний студент-пятикурсник, вдохновленный строительством дороги, показал главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу – двухтроссовый мост с фермами Гау-Журавского. Главному инженеру понравился студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков — 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня. До постройки моста движение через Катунь на данном участке дороги осуществлялось с помощью паромной переправы.

Строительство моста началось в декабре 1934 года. Цаплин сам претворял свой проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. В подготовительных работах принимали участие местные жители села Иня, они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили около 3000 заключённых седьмого отделения Сиблага НКВД. На левом берегу на пригорке стоял ограждённый колючей проволокой лагерь, а чуть выше располагалась охрана. Все работы велись вручную, руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля. После завершения работ всех заключённых обещали амнистировать, поэтому у моста было ещё одно название – «дембельский». Работы велись как днём, так и ночью при свете фонарей. В апреле 1936 года начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали с берега на берег. 1 мая 1936 года мост был открыт.

Как и было обещано, наиболее активных строителей моста амнистировали, но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС-5, которым управлял водитель-стажёр, упал с обрыва. Погибли 27 человек.

Ининский подвесной мост был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста.

С 1994 года является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ под номером 0200000278.

Основной особенностью конструкции является оригинальная система висячего моста, основанная на теории многоцепных висячих ферм. Общая длина моста по настилу 142м, пролёт над Катунью — 100м. Пилоны моста высотой 21 метр представляют собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах.

Невероятные формы, точнее, микроформы рельефа в виде песчаных столбов-колонн высотой 8-10 метров. Разнообразные природные явления за многие тысячи лет выточили на песчаном откосе вертикально ориентированные странные, экзотические, редкие формы рельефа. По всей видимости, они не долговечны

Движемся дальше по Чуйскому тракту. Остановимся за селом Иня, чтобы посмотреть уже вошедшие в историю Ининские колонны.

Предполагается, что эти менгирообразные стелы являлись основой культового комплекса, функционировавшего в долине Катуни в эпоху энеолита свыше пяти тысяч лет назад. С тех пор эти камни считались культовыми объектами и использовались разными народами в соответствии с существующим у них обрядовым каноном. Так в раннескифскую эпоху на одну из стел были нанесены изображения пояса и чекана, что было характерно для изображений на стелах того времени. А в эпоху древних тюрок спустя несколько веков, стелы, по-видимому, уже лежащие на земле, были использованы в качестве ограждения поминального сооружения. Примечательно то, что вокруг огромное поле, на котором нет никаких камней, из которых мог бы быть возведен этот курган, находящийся всего в нескольких метрах от стел.

Упавшие под гнетом времени стелы, в 80-е годы XX века были подняты с земли археологами и установлены в предполагаемом первоначальном положении. Тогда археолог Кубарев В.Д. нашел на восточной окраине села Иня лежащие и частично заросшие землей три длинные стелы. Высота самой высокой стелы превышала 4 метра. Все стелы были установлены в предполагаемом первоначальном положении лицом на север. По некоторым данным, здесь раньше стояло еще одно каменное изваяние, относящееся к энеолитической эпохе. Его верхняя часть была отбита уже в наше время и сейчас находится в Краеведческом музее Горно-Алтайска.

По пути следования иногда видны сохранившиеся фрагменты древнего Чуйского тракта, укрепленного каменной кладкой. Причудливо извиваясь, дорога приводит нас к слиянию рек Чуя и Катунь. Сверху хорошо видно, как темные воды реки Чуи вливаются в бирюзовую Катунь и какое-то время две струи разного цвета, идут параллельно друг другу постепенно растворяясь. В этом месте многие туристы, согласно старинному обычаю, складывают небольшие пирамидки из камней с пожеланиями здоровья и благополучия своим близким. В этом месте многие туристы согласно старинному обычаю складывают небольшие пирамидки из камней с пожеланиями здоровья и благополучия своим близким.

Сверху открывается красивый вид на долину реки Катунь и окружающие ее скалы.

Наша экскурсия по Чуйскому тракту продолжается. Впереди один из удивительных и древних памятников Горного Алтая – петроглифы Калбак-Таш. Калбак-Таш (Ялбак-таш) является крупным и весьма древним святилищем, расположенным в Онгудайском районе Республики Алтай, на правом берегу реки Чуя. Грандиозный археологический памятник наскального искусства из глубины веков.

Здесь скалы покрыты тысячами наскальных рисунков, начиная от сцен охоты или быта, и заканчивая мистическими знаками, непонятных для нас религий ушедших времен. Место насыщенно древней энергетикой гор и народов, оставивших здесь свой загадочный след, в виде рисунков на камне.

Самыми распространёнными картинками являются изображения животных, распространённых на Алтае, это быки, олени, волки, барсы. Часть петроглифов с трудом поддаются какой-либо интерпретации. В них вполне можно разглядеть и людей в скафандрах и космические корабли и необычных животных. Это дает волю для воображения у различных телекомпаний, снимающих документальные фильмы о тайнах Алтая.

Интересно, что многие подобные рисунки фантастических зверей были найдены по всей центральной Азии, в Пакистане, Монголии. Это связано с общим мировоззрением древних людей, схожей религией.

Петроглифы можно разделить на несколько эпох: неолита (6-4 тыс. лет до н.э.), энеолита-бронзы (3-1 тыс. лет до н.э.), скифская (8-3 вв. до н.э.), древнетюркская (7-10 в. до н.э.). Все они выбиты каменными или металлическими орудиями в основном точечной техникой.

И наше путешествие продолжается.

Следующим пунктом остановки является водопад Ширлак на реке Текту (бассейн Чуи) на Айгулакском хребте. Название водопада Ширлак звучит на южно-алтайском языке как «чорлок» и переводится на русский язык как «капля» или «журчащий». Но есть у него и народное название – Девичьи слезы. И с этим народным названием, конечно же, связана красивая легенда… В далекие-далекие времена, когда на Алтай в очередной раз случился набег Джунгаров, некая девушка бежала вместе с братом. Они спасались от преследователей, и даже почти оторвались… Но бежали они по небольшой ложбине, которая заканчивалась крутым обрывом. Деваться юноше и девушке было некуда – сзади их преследовали враги, а впереди был обрыв. Если бы их настигли, им пришлось бы сдаться в плен врагам. Поэтому им ничего не оставалось, кроме как броситься со скалы… Естественно, они разбились из-за прыжка с такой высоты. Но с тех пор, согласно легенде, со скалы бежит тонкий поток воды – те самые Девичьи слезы.

Водопад поразительно красив, промыв себе в скалах дорогу, с сильным шумом поток воды по огромным каменным ступеням падает вниз с 10-метровой высоты, образуя в солнечный день радужное сияние, а зимой становится огромной ледяной сверкающей колонной, покрытой причудливыми замерзшими каскадиками красивого голубоватого оттенка.

Посетив это удивительное место, мы спускаемся вновь на Чуйский тракт и продолжаем движение до 801 км, где перед нами неожиданно распахивается величественная панорама вечных ледников.

И заключительный аккорд нашего путешествия по Чуйскому тракту - Гейзерное или гейзеровое озеро на Алтае (оно же Голубое и Серебряное). До озера идёт обустроенная тропа, около 500 метров, по деревянному настилу через зыбучую болотистую местность. На подходе гостей встречают вырезанные из дерева сказочные персонажи.

Глубина водоёма около 2 метров, диаметр около 30 метров. Главная особенность – родники бьющие посередине озера и выносящие на дно голубовато-синий ил, рисунки которого образуют красочный и причудливый вид. Если подождать 10-15 минут, можно увидеть, как меняются причудливые узоры на дне.

Гейзеровое озеро представляет собой проточный водоем, который питают 1 большой подземный родник, 4 маленьких и впадающий ручей. Интересно, что ключи, бьющие в центре озера, не похожи на гейзеры, извержений горячего пара и газов здесь нет, и поверхность воды всегда гладкая.

Оживая, родники вбрасывают на дно озера смесь голубой глины и песка, которая не перемешивается с водой. Глина размывается по озерному дну, создавая круги, овалы в произвольном порядке, принимающие затем разнообразные формы и рисунки. Подобные водоемы встречаются в Йеллоустоунском заповеднике США, но там их наличие обусловлено вулканической активностью. Здесь же, на Курайском хребте Алтая, вулканов нет.

На сегодняшний день происхождение Гейзерового озера и его возраст не установлены. По одной версии, оно образовалось в результате землетрясения 2003 года. По другой, "было всегда", и местные жители ещё в середине прошлого века устраивали на его берегу пикники.

Теперь нам предстоит обратная дорога по Чуйскому тракту. Не удивляйтесь, если не будете узнавать мест, по которым ехали несколько часов назад. Алтайские горы всегда могут порадовать глаз новыми красотами.